16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/21/1332.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 5 (21) май 2002 года

«О задачах по реализации проектов реформирования АО-энерго в 2002 г.»

Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайс подписал приказ №200 «О задачах по реализации проектов реформирования АО-энерго в 2002 г.».

Приоритетной задачей реформирования АО-энерго на 2002 год является организационное обособление основных видов их деятельности в отдельные юридические лица с их последующей государственной регистрацией.

Требование об обособлении основных видов деятельности существующих АО-энерго закреплено постановлением Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 г. и «направлено на повышение прозрачности и эффективности их деятельности». В соответствии с упомянутым постановлением Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил основные положения базового варианта реформирования ДЗО.

Во исполнение решений Совета директоров был издан приказ №200, закрепляющий основные параметры базового варианта реформирования АО-энерго. Этому варианту должны соответствовать все проекты реформирования АО-энерго за исключением отдельных случаев (наличие технических ограничений, отсутствие каких-либо видов деятельности, невозможность согласования проекта с заинтересованными сторонами). В настоящее время все проекты, находящиеся на рассмотрении в РАО «ЕЭС России», удовлетворяют требованиям базового варианта.

В приказе устанавливаются следующие требования к проектам реформирования энергосистем - дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России»:

* Генерирующие активы должны быть выделены из АО-энерго. Электростанции АО-энерго, которые должны войти в генерирующие компании оптового рынка, станут отдельными юридическими лицами.

* Сетевые активы АО-энерго распределяются следующим образом:

1) распределительные сети предаются региональной сетевой компании (за ней в переходный период сохраняется функция гарантирующего поставщика);

2) магистральные сети сосредотачиваются в межрегиональные магистральные сетевые компании (в дальнейшем передаются в ФСК).

* Создаваемые сбытовые компании являются прообразами будущих независимых сбытовых компаний.

* Все имущество АО-энерго, необходимое для функционирования Региональных диспетчерских управлений, передается Системному оператору по договорам купли-продажи или долгосрочным договорам аренды.

* Все генерирующие, сетевые и сбытовые компании, создаваемые в процессе реорганизации АО-энерго, могут управляться одной управляющей компанией, в качестве которой могут выступать:

1) управляющие компании, если они управляли АО-энерго на момент реорганизации;

2) специально учреждаемые дочерние компании РАО «ЕЭС России», менеджмент которых образуют менеджеры АО-энерго;

3) выделяемая из АО-энерго в процессе реорганизации управляющая компания.

В проекте реформирования АО-энерго специально должны быть предусмотрены следующие положения, учитывающие особенности энергосистемы:

1) количество и состав создаваемых генерирующих компаний;

2) состав создаваемых сбытовых компаний и предполагаемый рынок сбыта их услуг;

3) образование самостоятельных ремонтных, сервисных и непрофильных предприятий и обособление их от основных видов деятельности;

4) один из вышеуказанных вариантов системы управления создаваемыми компаниями с учетом позиции акционеров АО-энерго и местных органов власти.

Приказ № 200 устанавливает, что все проекты реформирования региональных энергосистем должны рассматриваться с участием миноритарных акционеров АО-энерго, органов власти субъектов Российской Федерации, а также кредиторов соответствующего АО-энерго.

Ответственность за реализацию проектов по реформированию региональных энергосистем возлагается на генеральных директоров АО-энерго.



Топливная стратегия

На долю России приходится почти седьмая часть суммарного производства первичных энергоресурсов в мире, в том числе газа - более 38%, нефти - 13%, угля - 12%, и в обозримой перспективе запасы топлива достаточны для полного обеспечения как собственных потребностей, так и для экспорта.

Потенциальные ресурсы газа оцениваются в 212 трлн куб. м, из них разведанные запасы - 49 трлн куб. м.

Балансовые запасы угля в России составляют 202 млрд т, из них около 60% - запасы, пригодные для открытой добычи.

Наиболее крупные общероссийские месторождения - Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны - расположены на юге центральной Сибири. Угольной зоной является вся южная Сибирь и Дальний Восток.

Энергетические угли Урала, европейских бассейнов и месторождений имеют ограниченные возможности для роста добычи ввиду истощения запасов и высокой стоимости добычи.

Тепловые электростанции - основа электроэнергетики России, они составляют 70% от суммарной мощности и 68% от производства электроэнергии.

Теплоэнергетика России характеризуется высоким удельным весом электростанций на газовом топливе, неравномерной концентрацией мощности ТЭС по территории и различием видов используемого угольного топлива.

В 2000 году электростанции РАО «ЕЭС России» израсходовали 242,6 млн т.у.т., в том числе: природного газа - 136 млрд куб. м, угля - 132,1 млн т, нефтетоплива - 9,3 млн т. Удельный вес газа в общем расходе топлива составил 64%, угля - 30,8%, мазута - 5,2%.

В европейской части страны, включая Уральский регион, сосредоточено 77% мощности тепловых электростанций России - 102 млн кВт., из них более 80% запроектированы и работают на газомазутном топливе.

На долю ТЭС европейской части приходится 78% всего топлива, в том числе 97 % природного газа, 86% мазута и 34% угля, при этом почти две трети используемого угля на ТЭС европейской части составил дальнепривозной уголь - кузнецкий и экибастузский.

В восточных регионах страны 80% установленной мощности ТЭС запроектировано для работы на твердом топливе, природный газ используется в основном лишь для улучшения экологической обстановки некоторых городов.

В расходе топлива ТЭС восточных регионов страны доля угля составляет 86%, газа - 6%, мазута - 7%.

Угли, используемые в настоящее время в электроэнергетике России, имеют различные качественные характеристики, определяющие энергетическую, экологическую и экономическую эффективность их использования.

Зольность потребляемых углей колеблется от 8,7 до 51,7%, влажность - от 8,1 до 50,2%, теплота сгорания-от 1900 до 6000 ккал/кг.

Более 24% от общего объема потребляемых углей в настоящее время имеют зольность свыше 40%, теплоту сгорания ниже 3000 ккал/кг - около 20%.

Анализ перспективного топливного баланса (до 2020 года) свидетельствует о том, что большая часть прироста добычи энергетических углей должна быть обеспечена за счет открытой добычи. В этой связи не следует ожидать значительного улучшения качества угля.

В настоящее время структура цен в России на котельно-печное топливо не соответствует ни особенностям их потребительских качеств, ни средней структуре цен мирового рынка.

На начало 2001 года средняя цена топлива для ТЭС России составила: уголь - 276,7 руб./т, газ - 442 руб./1000 куб. м, мазут - 1912 руб./т.

Основными ресурсами топлива для электростанций в период до 2010 года будут ресурсы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и угли восточных бассейнов - Канско-Ачинского и Кузнецкого. Ресурсы нефтяного топлива в этот период в связи с углублением ее переработки имеют тенденцию к снижению.

В этих условиях РАО «ЕЭС России» ориентируется на газоугольную топливную стратегию развития тепловой электроэнергетики, что означает сохранение доли газа к 2010 году в балансе топливоиспользования ТЭС на уровне 60%, твердого топлива - 33-34%, а доля нефтяного топлива - мазута - снизится до 6-7%.

Значение твердого топлива в балансе электроэнергетики не исчерпывается лишь его долей, приближающейся к трети от всего расхода топлива. Он не только останется основным топливом для Восточной Сибири и Дальнего Востока, но в дальнейшем может транспортироваться на Урал и в отдельные регионы европейской части страны при соответствующей ценовой политике государства.

Уголь выступает в стратегическом плане как важный стабилизирующий фактор, повышающий надежность топливного баланса ТЭС. Нормативные складские запасы угля на тепловых электростанциях делают их менее зависимыми, в отличие от газа, от складывающейся социально-экономической, транспортной и иной конъюктуры, особенно в зимний период.

Проведение политики газоугольной стратегии развития электроэнергетики на перспективу ставит своей основной задачей коренное техническое перевооружение всех тепловых электростанций России, решая одновременно при этом задачи энергосбережения и экологии путем внедрения более экономичного оборудования и высокоэффективных технологий сжигания топлива.

Для электростанций, работающих на газе, - это внедрение парогазового оборудования, на угле - высокоэффективных пылеугольных энергоблоков со сжиганием топлива в циркулирующем кипящем слое.

Электроэнергетика, ЕЭС , Котельная, Мощность, Сети , Топливо, ТЭС , ФСК, Электроэнергия , Энергия , Энергосбережение, Кабельная арматура, Тепловая энергетика, Электростанция, СРО,

«О задачах по реализации проектов реформирования АО-энерго в 2002 г.»Код PHP" data-description="Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайс подписал приказ №200 «О задачах по реализации проектов реформирования АО-энерго в 2002 г.». " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/21/1332.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.