16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/209/14487.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (209) ноябрь 2012 года

Новые технологии – на старые рельсы

Энергетика: особый взгляд Надежда СОБОЛЕВА 2175

Итак, предсказания фантастов не сбылись: в XXI веке нет ни устройств для телепортации, ни городского транспорта, способного обходиться без колес и свободно парить в воздухе, ни многоуровневых, уходящих далеко в небо автострад.

Все это можно увидеть разве что в мультсериале «Футурама», демонстрирующем нам уже 3000‑е. Нам же по‑прежнему остается перемещаться по городу на автобусе, троллейбусе или трамвае – старейшем виде городского транспорта.



Изгнание и возвращение

Прообраз трамвая изобрели еще в середине XIX века. С тех пор никому не пришло в голову оторвать его от почвы, а вот выбить почву из‑под ног попытка была: в России в 1990‑х трамваи как «устаревший вид транспорта» устраняли повсеместно. Некоторые города потеряли рельсовый городской транспорт полностью, другие лишились значительной части маршрутов. Санкт-Петербург, некогда входивший в книгу рекордов Гиннесса благодаря самой масштабной системе трамвайного движения, после сокращений 90‑х уступил лидерство трамваю австралийского Мельбурна.

Однако сегодня в петербургском комитете по транспорту успокаивают: «В предыдущие годы был период, когда закрывались трамвайные парки и уменьшалось количество трамвайных связей в городе, но в большинстве своем это были необходимые решения, связанные с оптимизацией маршрутной сети. На сегодняшний день ситуация стабильная и никакого сокращения трамвайного движения в городе не планируется».

Развивать трамвайный транспорт собираются и в других городах России. Так, в Москве планируют построить целый ряд линий скоростного трамвая. В Краснодаре в будущем году планируют купить сорок трамваев с кондиционерами, электронными табло информации, удобные для инвалидов. К 2015 году планируют обновить парк электротранспорта в Уфе.

Екатеринбургские власти пошли дальше других. В 2014 году они планируют закупить первую партию трамваев, работающих без контактной сети – от собственных литий-ионных аккумуляторов. В мае этого года такую модель уже испытали на улицах Екатеринбурга. Транспорт колесил по городу девять часов и проехал за это время 114 километров. По словам разработчиков усовершенствованной машины – ОАО «Уралтрансмаш» и ЗАО «Автоматизированные системы и комплексы», такой трамвай может подпитываться раз в сутки, например ночью, когда тариф на электроэнергию ниже.

Однако не во всех городах ситуация столь радужная. Во Владивостоке, где трамвай на днях отметил столетие, электротранспорт буквально вымирает. Бороться за оставшиеся десять функционирующих машин решили постоянные пассажиры: горожане провели акцию по сбору голосов в поддержку сохранения трамвайного транспорта.



PR на службе у трамвая

Никогда еще, пожалуй, транспорт не был столь изобретательным. В борьбу за внимание и интерес пассажиров включились транспортные пиар-службы. Так, в честь 105‑летия петербургского трамвая до конца октября по городу ходил трамвай образца 1920‑х годов, который перевозил и жителей блокадного города. А в прошлом году в Петербурге появился первый «добрый трамвай», призванный обратить внимание всех участников дорожного движения на необходимость уважительного отношения друг к другу и, как следствие, посодействовать снижению количества ДТП, происходящих на пути следования городского общественного транспорта. В рамках этой акции, получившей название «Немного уважения ускоряет движение», по городу курсируют «вежливые» трамваи с девизами: «Не гоните, водители! Ведь вы тоже родители», «Зебра – пешехода друг. Это знают все вокруг» и т. п.

В Ульяновске трамвай решили сделать вдвойне полезным. Двенадцатого числа каждого месяца по одному из маршрутов курсирует «семейный трамвай». В трамвае работают волонтеры, от которых пассажиры могут получить информацию о мерах соцподдержки семей с детьми.

По столице Удмуртии в честь своего двадцатилетия государственный симфонический оркестр на протяжении 20 километров сопровождал пассажиров ижевского трамвая музыкой. Для тех, кто не испугался зайти в необычный трамвай, звучали скрипки, виолончели, гобои, тромбоны, валторны, трубы, барабаны. Таким образом участники акции анонсировали предстоящий музыкальный сезон.

А вот в Минске, к примеру, трамвай стал настоящей трибуной для меньшинств. Активисты белорусского товарищества лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров завершили пятидневный гей-парад поездкой на трамвае, украшенном радужными воздушными шарами, флагами и плакатами. Опасаясь сотрудников милиции, трамвай проследовал без остановок.

Белорусской «демократичности» российский трамвай ответил технологией. Один за другим в нескольких городах вагоны оборудовали wi-fi роутерами. Бесплатно пользоваться интернетом в электротранспорте теперь можно в Таганроге, Екатеринбурге, Иркутске, Самаре, а на одном из трамвайных маршрутов Улан-Удэ такая практика действует уже год. К 2014 году свободным доступом в Сеть обещают оборудовать низкопольные трамваи в Москве, в ближайшее время wi-fi появится на уфимских маршрутах.



На европейские рельсы

Впрочем, все это – у нас и у наших ближайших соседей. Вполне закономерен вопрос: «А как у них?» Является ли трамвай в Европе таким же неотъемлемым атрибутом жизни крупных городов?

В европейских городах, как и в России, трамвайный транспорт есть не везде. Однако, стремясь решить проблему пробок, власти обратили свое внимание именно на этот транспорт. Сегодня в Европе настоящий трамвайный бум. В развитых странах новые трамвайные линии открываются ежегодно, спешно восстанавливаются старые трамвайные системы, пришедшие в упадок и ликвидированные еще в годы Второй мировой войны, а теперь вновь востребованные.

Есть у европейского трамвайного транспорта и свои особенности. В Праге, к примеру, трамваи ходят круглосуточно, нередко для трамвайных путей выделены целые улицы. А сравнительно небольшая территория Европы позволяет такому транспорту пересекать границы государств. Так, во Францию можно попасть на трамвае из Германии или Швейцарии. В планах – объединить все эти государства одной трамвайной сетью.

Однако не только количеством жив европейский трамвай. По качеству он ничем не уступит самым современным образцам, курсирующим по российским городам. Очевидно, что и нам есть куда расти.

Ожидать новых технологий вряд ли стоит в старых российских трамваях. А такого транспорта у нас немало. Только в Петербурге, по данным Горэлектротранса, сегодня 60 процентов трамваев физически и морально устарело. Старые машины, очевидно, требуют не работы пиарщиков, а замены. Впрочем, над этим как раз и работают: устаревшие трамваи заменяются новыми – и, похоже, недалек тот день, когда в любом из них можно будет прокатиться с комфортом, не отвлекаясь на шум и пользуясь Интернетом. Нужно только подождать.



Заложник электричества

Как известно, первые трамваи работали на конной тяге. Перевести транспорт на электрическую тягу догадались только спустя несколько десятилетий. Первый такой трамвай появился в 1881 году в Германии, а немногим позже, в 1892 году, трамвай на электротяге добрался и до России: правда, в Киев, а не в столицу. Осо­времененный трамвай для Германии изготовила компания Siemens. Неудивительно, что и первый российский электрический трамвай создала немецкая фирма – Pullman. Отметим, что для Киева того времени электрический транспорт решал важную проблему – с легкостью преодолевал сложный рельеф города.

Для многих российских городов трамвай сегодня призван решить проблему пробок за счет своего пассажиропотока, а использование в качестве «топлива» электричества позволяет в унисон говорить об экологичности этого средства передвижения. Однако при всех плюсах современного трамвая именно его зависимость от электричества нередко играет злую шутку. Так, сбои на электросетях и подстанциях нередко выстраивают многокилометровые пробки с участием электрического транспорта.

К примеру, в прошлом месяце во Владивостоке упавшее на контактную сеть из‑за сильного ветра дерево парализовало движение одного из трамвайных направлений. Примерно в это же время по аналогичной причине «встал» трамвайный транспорт на другом конце страны – в Калининграде.



Трамвай № 13

Да и вообще, сводка происшествий трамвай любит. Со времен Берлиоза он нередко становился героем хроник. Участь литературного персонажа в этом году настигла пенсионерку в Нижнем Новгороде: перебегая трамвайные пути прямо перед составом, старушка поскользнулась и буквально потеряла голову. А чего стоит недавняя история, произошедшая на северо-востоке Москвы: девятнадцатилетнюю девушку сбил автомобиль, отлетев после удара, она попала под трамвай. Шансов выжить у нее не было.

А вот в Новосибирске фигурантом происшествия стал трамвай № 13, который сначала ударил током своего водителя, а затем самостоятельно проехал несколько остановок, раскидав по пути пять автомобилей. Пассажиры взбесившегося трамвая выпрыгивали из салона на ходу. Впрочем, никакой черной магии в истории не оказалось: трамвай двинулся с места без водителя из‑за обычного короткого замыкания.

Еще прозаичнее история, произошедшая в прошлом году в Магнитогорске, где одиннадцатилетнюю школьницу ударило током в самом трамвае. Родители пострадавшего ребенка впоследствии отсудили у МУП «Магнитогорский городской транспорт» 35 тысяч рублей компенсации. Впрочем, подобные истории скорее исключение, чем правило. Ведь, в отличие от троллейбуса, который скопившийся «ток утечки» может передать пассажиру, ток трамвая уходит в землю напрямую, не угрожая людям.

Электростанция, Подстанции, Сети , Электричество , Кабельная арматура,

Новые технологии – на старые рельсыКод PHP" data-description="Итак, предсказания фантастов не сбылись: в XXI веке нет ни устройств для телепортации, ни городского транспорта, способного обходиться без колес и свободно парить в воздухе, ни многоуровневых, уходящих далеко в небо автострад.<br /> &lt;br&gt;" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/209/14487.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/95a/95aa714e5d4f80ccc79a41759c09d6b0.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.