16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/182/13300.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (182) сентябрь 2011 года

Модернизация – жизненная необходимость

Тема номера Евгения ДУШАНИНА 1152

На одной конференции по вопросам теплоснабжения, состоявшейся в Москве, выступил директор районного эксплуатационного предприятия Варшавы Адам Цудны.

В его адрес из зала, где собрались российские коллеги докладчика, то и дело доносились восхищенные возгласы. И это вполне естественно, поскольку господин Цудны рассказал о том, что для России пока является чем‑то совершенно фантастическим.

К примеру, в Варшаве среди потребителей тепла, по словам Цудны, нет должников, а такого понятия, как «отопительный сезон», вообще не существует. К так называемому «отопительному сезону» местные энергетики готовы всегда. И если потребителю захочется получать тепло летом – нет проблем. И что самое удивительное для России, где ежегодно потребителей из‑за плановых ремонтных работ лишают воды на 10‑14 дней: многие варшавяне даже не замечают, когда система их теплоснабжения ремонтируется. Население Варшавы, в общей сложности, остается без воды лишь на четырнадцать часов. Подробности – в нашем интервью с Адамом Цудны.

Вначале было все то же…

– Вы работаете в системе теплоснабжения уже более тридцати лет и видели, как происходило развитие энергетики в Варшаве. Как вам удалось прийти к тому, что у вас теперь нет должников? В России должников очень много. Речь идет о миллиардных долгах.

– Был такой период, когда и у нас были должники. Мы тоже проходили через отключения или ограничения в поставке тепла. И тогда наши главные действия мы направили на то, чтобы измерять всю систему. Мы пришли к тому, что то, что мы продаем, должно быть измерено. Система учета была установлена везде. Необходимо было сделать так, чтобы люди поняли, что тепло – это тоже товар, за который необходимо платить.

– А как именно вам удалось убедить потребителей в том, что тепло, горячая вода – это товар?

– Как только мы везде установили приборы учета, люди поняли, что к чему. Они увидели измерение тепла наглядно. Как товар на весах. Как, к примеру, килограмм мяса. Люди видят этот килограмм и понимают, что за него надо платить. Так же и счетчики измерения тепла, где все отображается. Потребители поняли: есть счетчик, на нем отображается конкретная цифра, и за это надо платить. Как за обычный товар. Так уж устроен человек… Пока он не видит товар, он думает, что тепло, свет, газ – это нечто само собой разумеющееся. Словно так и должно быть.

А вот когда человек видит, что энергия тоже измеряется, он задумывается. И далее наступает такой момент. Когда потребитель, видя счетчик и показатели на нем, начинает думать – как сделать так, чтобы потреблять энергии меньше? Как сэкономить? У нас были и есть очень серьезные правительственные программы, которые помогали населению экономить, сокращать потребление энергии.

Когда мы говорим жильцы, то имеем в виду не отдельных жильцов, а группы, товарищества, администрации конкретных микрорайонов или домов. Каждый дом имеет свою администрацию, которая выбрана справедливо. Это тоже регулирует закон. И здесь нельзя организовывать какие-то фирмы-однодневки, которые берутся за управление этими делами только для того, чтобы украсть или обмануть бедных жильцов. Расчеты теплосеть ведет именно с товариществами.

Все это четко и ясно регулирует закон, включая то, как эти товарищества должны управлять подобного рода делами. Чтобы быть таким товариществом, необходимо иметь государственную лицензию. Руководство товарищества проходит годовой курс, где его обучают управлению. Затем происходит сдача экзамена. Далее полугодовая стажировка в других, уже работающих товариществах. Плюс к этому, сдается курсовая работа.

И только после этого происходит получение в министерстве лицензии и своего уникального регистрационного номера. И при всех своих действиях руководитель товарищества должен пользоваться присвоенным ему номером. И если что-то делается не так, то можно лишиться лицензии. Все очень строго. И у нас не может быть такого случая, чтобы какой‑то руководитель товарищества собрал деньги, скрылся и пошел в другое место. Это просто невозможно. Потому что он зарегистрирован. Известно, кто это сделал.

– И что, у вас совсем никто не ворует?!

– Нет.



Техника на грани фантастики (для нас)

– У вас на ремонт и профилактику уходит четырнадцать часов. Неужели это правда? Для нас это что‑то из области фантастики. Как долго вы к этому шли?

– Чтобы сделать ремонт, провести необходимую профилактику, мы заранее к этому тщательно готовимся. Мы готовим абсолютно все, включая все необходимые подземные работы. А когда наступает момент, мы проводим работы максимально оперативно, чтобы вода была подана потребителю как можно быстрее. Если нужно, мы устанавливаем что‑то вроде временных станций.

– Это, наверное, дорого?

– Это недорого, принимая во внимание то, что речь идет о продавцах. Продавец хочет продавать. Продавец заинтересован в том, чтобы потребитель не был долго без воды, потому что тогда он за этот период не заплатит.

– То есть вы боитесь не конкурентов, а отсутствия поступления денег?

– Конечно. Ведь если два дня у потребителя не будет тепла, горячей воды, то эти дни оплачены не будут. Это чистый бизнес.

– Интересно, сколько бы успели сделать ваши рабочие, если бы отключали тепло, воду на четырнадцать дней, как в России? Наверное, всю теплосистему Польши поменяли бы?

– У нас тоже были такие времена, когда систему приходилось отключать на довольно продолжительный период времени. Тогда было менее современное оборудование. Благодаря средствам Мирового банка мы заменили старое оборудование на более современное, которое не требует таких длительных отключений.



Кто быстро работает, тот дважды работает

– Вы рассказали о системе теплоснабжения в Варшаве. А что вы увидели в России? Как вы оцениваете наше теплоснабжение?

– Я вижу, что у вас все возможно. Но у вас, к сожалению, наверное, еще все впереди. И это требует больших усилий, большого труда. Мы через это прошли. А вам еще только предстоит пройти этот путь. Но я слышал, что есть в России уже такие города, округа, где основные проблемы решаются, несмотря ни на что. Но это, конечно, единичные случаи, но тем не менее…

– Как вы считаете, в чем проблема России? Почему мы так медленно к этому идем? Что нам нужно изменить, может быть, в законодательной системе?

– Есть такая пословица – «Кто быстро работает, тот дважды работает». Нужно не бояться принимать важные решения и прикладывать серьезные усилия для того, чтобы получить хороший результат. Конечно, подготовка всех законодательных актов требует времени. У нас тоже идут дискуссии, переговоры, споры. Но если уж принят какой‑то акт, его нужно выполнять.

Наш главный закон называется «Энергетический закон», который регулирует поставку всех энергоносителей. Не только тепла, но и газа, электричества… В этом законе четко прописаны обязательства, которые накладываются на поставщика. И так же – на получателя. И точно указаны сроки, которые надо соблюдать.



Тарифы – результат консенсуса

– А как вы отстаиваете свои тарифы?

– Да, подготовка, утверждение тарифа – это очень серьезный процесс. Мы всегда хотим больше, но министерство, которое регулирует тарифы, всегда очень внимательно следит за тарифами. Иногда согласование ведется два-три месяца. Но, в конце концов, удается прийти к какому‑то консенсусу.

– Может быть, несколько неожиданный вопрос… Вы помните свой первый рабочий день?

– Да. Я помню свой первый рабочий день. Меня в свой кабинет пригласил директор. Тогда создавался новый отдел, который должен был контролировать пользователей. Твоя задача, сказал директор, будет заключаться в том, что ты будешь ездить по предприятиям города Варшава и проверять – не воруют ли они тепло, нет ли потерь тепла.

Затем мы вместе пошли к начальнику нового отдела, куда я пришел работать, и уже там начальник поставил передо мной конкретные задачи. И я подумал тогда – смогу ли я вообще все это осилить? Оказывается, смог. И тридцать два года я здесь.

– Я спросила вас о вашей профессии, работе не просто так. В России, например, многие считают, что энергетики – это открытые, доброжелательные люди. Вы с этим согласны. И есть ли у ваших энергетиков характерные черты?

– Да, я тоже считаю, что энергетики доброжелательны и открыты. И в России, и у нас. Много лет назад, когда Варшавская теплосеть была на пороге изменений, модернизации и начинала свой роман с Мировым банком (что тоже было в новинку для Европы), у нас уже был какой‑то опыт. И печальный, и успешный…

Так вот, тогда Варшавская теплосеть сама инициировала контакт с Мытищинской теплосетью. Это был братский контакт. Мы делились разной информацией. Совершенно открыто, искренне показывали, где есть какие‑то подводные камни. Я думаю, что только славянские души могут так бескорыстно делиться опытом, чтобы помочь. Я помню: тогда директор Варшавской теплосети, который сейчас на пенсии, всегда говорил: не открывайте открытые двери. Зачем? Я вам все расскажу. Идите, смотрите, мы через все это проходили.

– Но, к сожалению, сейчас мало кто хочет учиться.

– Для россиян уже открыта Европа, мир. Уже можно поехать посмотреть – как там Скандинавия, как Западная Европа? Зачем мучиться так долго?

Я перед выступлением долго думал: что бы вам, россиянам, сказать такое, чтобы вы поняли, что модернизация – это просто необходимость. И этим очень даже стоит заниматься. Мы это сделали. И у нас есть результаты. Не нужно бояться принимать серьезные решения в этом направлении. Да, эти решения будут трудными, и вначале может упасть потребность в тепле, спрос на тепло, но это временное явление. У нас был момент, что спрос упал, но теперь все идет только вверх.

СРО, Сети , Приборы учета, Теплоснабжение, Электричество , Энергия , Кабельная арматура, Провод,

Модернизация – жизненная необходимостьКод PHP" data-description="На одной конференции по вопросам теплоснабжения, состоявшейся в Москве, выступил директор районного эксплуатационного предприятия Варшавы Адам Цудны. <br> <br>В его адрес из зала, где собрались российские коллеги докладчика, то и дело доносились восхищенные возгласы. И это вполне естественно, поскольку господин Цудны рассказал о том, что для России пока является чем‑то совершенно фантастическим. &lt" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/182/13300.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/cb1/cb1557ad9e24e12a3d5ee059cc5a4d50.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.