16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/158/12051.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (158) сентябрь 2010 года

Андрей Шишкин: оценку давать некорректно

«Министр только что вернулся из Сургута и сразу отправился в Петербург – там случилась авария. Как только ситуация прояснится, главу ведомства ждут еще в нескольких регионах», – так сотрудник пресс-службы Министерства энергетики объяснила отказ руководителя ведомства прокомментировать летние энергоаварии. Вы думаете, мы обиделись? Совсем нет: мы понимаем, что срочные комментарии иногда даже вредят делу.

Однако это заставило не только дождаться внимания пусть уже не министра, а его заместителя, но и изменить тему, сформулировав более общие вопросы. Ведь то, что произошло в июле-августе, вызывает логичный вопрос: неужели отреформированная отрасль под влиянием внешних или внутренних сил буквально разваливается? Судя по полученным ответам, все не так плохо.

На вопросы «ЭПР» ответил заместитель министра энергетики Российской Федерации Андрей Шишкин.

Энергетика и кризис

– В оценках нынешней энергетики нельзя забывать о влиянии мирового экономического кризиса. Многие отраслевые планы подверглись корректировке большей частью из‑за кризиса, частично по другим причинам (серьезно сократились инвестпрограммы компаний). Вы согласны с этим? Или есть и другие причины изменения отраслевых планов?

– Мировой экономический кризис осложнил реализацию масштабных инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. В связи с изменением макроэкономической ситуации государственными энергокомпаниями в 2009 году приняты программы сокращения издержек.

Помимо этого, снижение издержек позволяет добиться сокращения операционных расходов энергокомпаний. Ожидаемая минимизация издержек госкомпаний за период 2009–2010 годов составит в среднем по операционным издержкам – 5,2 процента, в том числе по управляемым – 17,1 процента; по инвестиционным – 39,9 процента, в том числе за счет снижения удельной стоимости капитальных вложений – 8,0 процента.

При реорганизации РАО «ЕЭС России» акции ОГК/ТГК были проданы инвесторам (кроме ОАО «ОГК-1») под обязательства строительства электростанций. Данные обязательства 20 ОГК / ТГК в объеме 25 ГВт до 2015 года должны были быть зафиксированы в договорах о предоставлении мощности (ДПМ).

На фоне кризиса планы ввода генерирующих мощностей по ДПМ были значительно недовыполнены. Объем вводов ОГК / ТГК по договорам о предоставлении мощности в 2009 году составил 809 МВт при плане 4 826 МВт.

Минэнерго России совместно с ОГК/ТГК, ОАО «СО ЕЭС», сетевыми компаниями и другими заинтересованными сторонами провело работу по корректировке сроков вводов, мест расположения и технических параметров объектов ДПМ и сформировало новый перечень объектов ДПМ. При корректировке обязательств в том числе учитывалась корректировка прогноза потребления электроэнергии в результате спада потребления в 2009 году.

В соответствии с новым перечнем объектов ДПМ, утвержденным распоряжением российского правительства от 11 августа 2010 года № 1334р, ОГК/ТГК должны будут до 2017 года ввести новые объекты и модернизировать действующие мощностью 30,5 ГВт (прирост мощности составит 25,7 ГВт). Таким образом, при сохранении прежнего объема обязательств сроки ввода объектов растягиваются до 2017 года. Переносы сроков ввода объектов ДПМ в среднем составили два года, при этом основные вводы пройдут в 2011–2013 году.

– А каковы главные позитивные итоги развития российской энергетики за последние годы?

– За последние пять лет отрасль электроэнергетики подверглась значительным изменениям. Проводится огромная работа по формированию нормативно-правовой базы, либерализации рынка электроэнергетики, созданию механизмов, обеспечивающих приток инвестиций в развитие как генерирующих, так и сетевых мощностей.

Несмотря на кризис, Мин­энерго России прилагало значительные усилия для сохранения темпов инвестиций в электроэнергетику – одну из важнейших инфраструктурных отраслей промышленности.

Динамичное развитие электроэнергетической отрасли предопределено растущим объемом инвестиций. За последние пять лет (2005–2010 годы) совокупная инвестиционная программа государственных энергокомпаний увеличилась более чем в восемь раз. В 2010 году планируемый объем капитальных вложений составляет порядка 600 миллиардов рублей.

Утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, устанавливающая долгосрочные цели повышения надежности и энергетической эффективности российской экономики.

Правительством одобрена корректировка генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года. Мин­энерго России утвердило схему и программу развития Единой энергетической системы России до 2016 года. Впервые в отрасль привлечены значительные частные инвестиции. ОГК/ТГК при покупке частными инвесторами через механизм допэмиссии получили около 450 миллиардов рублей, из которых на проекты ДПМ уже направлено 311 миллиардов рублей.

С 2007 по 2009 год частные и государственные генерирующие компании ввели генерирующих объектов мощностью 5,3 ГВт, в том числе в 2009 году – 1 694 МВт.

В целях реализации курса на инновационное развитие, заданного руководством страны, в инвестиционные программы государственных энергокомпаний включены программы НИОКР общим объемом финансирования в 2011‑2013 годах 35 миллиардов рублей.



Законы принятые и непринятые

– Одно из законодательных достижений для отрасли – федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Регионы отчитываются о своих программах, в Москве обсуждают первые итоги, Санкт-Петербург заявил, что еще до принятия закона начал ряд энергосберегающих проектов. Как вы оцените первые результаты и перспективы этих проектов?

– Законом установлена система мер государственного регулирования в области использования энергетических ресурсов, в частности в форме определения коэффициента энергоэффективности допускаемых к обороту в Российской Федерации устройств, обязанности производителя (импортера) оформлять энергетическую декларацию, содержащую сведения об энергоемкости соответствующих устройств, запрет на ввоз в Российскую Федерацию, производство и оборот в Российской Федерации устройств, а также запрет на эксплуатацию помещений, коэффициент энергоэффективности которых не соответствует необходимому уровню. Законом предусматривается создание государственного реестра данных об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Также вводятся меры, содействующие повышению энергетической эффективности в домашних или подсобных хозяйствах, в частности стимулирование установки индивидуальных и общедомовых приборов учета топливно-энергетических ресурсов, установление социальной нормы потребления ресурсов.

В настоящее время Минэнерго России активно участвует в работе по выполнению вышеуказанных мер, в частности по введению системы энергосервисных контрактов, стимулированию установки приборов учета в домах (в ходе доработки проекта правил оказания коммунальных услуг гражданам), в работе по определению порядка установления и расчета социальной нормы потребления электрической энергии субъектами Российской Федерации.

С учетом данной работы соответствующие инициативы субъектов Российской Федерации, безусловно, могут быть оценены положительно.

– С другой законодательной инициативой все не так просто: окончательное принятие закона о теплоэнергетике затягивалось. Есть мнение, что в судьбе этого закона большую роль сыграла политика. Если абстрагироваться от политических мотивов принятия закона, то в каком виде, на ваш взгляд, он должен быть утвержден?

– Федеральный закон «О теплоснабжении» принят еще в конце июля 2010 года, и это одно из значительных достижений в государственной политике в данной области, попытка заполнить пробел законодательного регулирования как в тепловой генерации, так и в коммунальной теплоэнергетике.

Законом определяется система управления развитием тепловой отрасли, даются стимулы для разработки принятия схем развития теплоснабжения поселений, уточняется система тарифного экономического и технического регулирования и развития СРО в области теплоснабжения.

Отмечу, что перед федеральными министерствами стоит обширная задача по принятию пакета нормативных документов, направленных на реализацию ряда отсылочных норм упомянутого Федерального закона, в частности принятие правил организации теплоснабжения поселений, совершенствование процедуры ценообразования в тепловой отрасли, уточнение вопросов доступа к тепловым сетям и раскрытия информации субъектами теплоснабжения. Все это предстоит сделать в ближайшие месяцы.

Добавлю, под моим председательством 4 сентября 2010 года проведено совещание по вопросам реализации положений закона с участием заинтересованных органов власти и компаний отрасли. На совещании, в частности, сформулированы задачи по отработке механизмов управления развитием системы теплоснабжения на базе пилотных проектов в отдельных субъектах РФ, а также отмечена необходимость уделить особое внимание вопросу подготовки к прохождению осенне-зимнего периода тепловыми электростанциями. Полагаю, что реализации данной задачи будет способствовать планируемое расширение функций и полномочий Минэнерго России в данной сфере.



Кто в отстающих?

– Какие регионы России, по оценкам руководства отрасли, являются сильными, какие – менее устойчивыми по разным энергетическим показателям?

– Дать однозначную классификацию регионов России как более или менее «сильных» и «устойчивых» вряд ли возможно. Более того, в некоторых случаях говорить об оценке региональной электроэнергетики в целом не всегда корректно – ситуация по отдельным энергорайонам (энергоузлам) региона может заметно различаться.

В России развитие экономики регионов и связанный с ним рост электрической нагрузки происходит неравномерно. Важным показателем в этой сфере является выход максимального потребления мощности на уровень, превышающий наблюдавшийся в предыдущие годы исторический максимум. По этому показателю в 2009 году безусловным лидером является энергосистема Москвы и Московской области, а также Тюменская энергосистема. Заметное превышение исторического максимума наблюдалось также в энергосистемах Калининградской, Белгородской и Калужской областей, а также Республики Хакасия. В целом по объединенным энергосистемам превышение исторического максимума наблюдалось в ОЭС Центра и ОЭС Северо-Запада.



Как нам организовать саморегулирование

– Согласно вышеупомянутому 261‑му закону, в российской энергетике создаются саморегулируемые организации, которые решат многие проблемы отрасли и ее участников. Министерство энергетики поддерживает создание таких организаций. Почему? И будет ли создано единое для отрасли СРО в рамках Минэнерго?

– В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановления российского правительства от 20 февраля 2010 года № 67 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Минэнерго России издан приказ от 22 июня 2010 года № 283 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством энергетики РФ государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования».

Данный регламент устанавливает требования к порядку исполнения Минэнерго России государственной функции по ведению реестра и административным процедурам, связанным с регистрацией саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В том числе в административном регламенте приведен перечень необходимых документов, представляемых некоммерческой организацией в Минэнерго России для рассмотрения и принятия решения о внесении сведений о некоммерческой организации в реестр либо об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в реестр.

В настоящее время в Мин­энерго зарегистрировано более пятнадцати некоммерческих партнерств, которые приобрели статус саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Члены этих партнерств могут осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования.

Сведения о некоммерческих организациях, которые приобретают статус саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, после осуществления всех необходимых административных процедур размещаются на официальном сайте Минэнерго России.

Наше ведомство активно поддерживает создание саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, ведь основная цель создания СРО состоит в передаче государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере предпринимательской или профессиональной деятельности.

Отдельной для отрасли СРО не планируется, учитывая, что на сегодняшний момент Мин­энерго России, как упоминалось выше, уже зарегистрировано более пятнадцати саморегулируемых организаций, которые будут проводить энергетические обследования, а именно сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявлении возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте, в том числе и в отношении объектов электроэнергетики.

Минэнерго России не может быть участником СРО в соответствии с законодательством. Вместе с тем, ведомство задействовано в работе координационного научно-технического совета саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, председателем которого является директор департамента Минэнерго Сергей Михайлов.

Совет создан по инициативе ассоциации рационального использования энергоресурсов «Межотраслевая ассоциация «Энергоэффективность и нормирование» и объединяет крупнейшие энергоаудиторские и экспертные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики.

Совет будет рассматривать и доводить до Минэнерго проблемные вопросы, если они возникнут при организации деятельности СРО. Затем по ним вынесут общие решения и предложения по изменениям в нормативно-правовые акты, которые позволят совершенствовать работу в сфере энергообследований и т. д.

На сегодняшний день проведено уже два заседания совета, на которых были рассмотрены актуальные и важные для субъектов хозяйствующей деятельности вопросы, в том числе касающиеся регистрации СРО в соответствии с требованиями административного регламента.



Научить работников и не растерять их

– Закон «Об энергоэффективности…» предусматривает обязательный энергоаудит. Однако специалистов-энергоаудиторов в нашей стране ничтожно мало. Плюс известно, что по требованиям СРО учебные заведения, выпускающие похожих специалистов, не могут быть допущены к проведению энергоаудита только потому, что сами вузы «не вхожи» в СРО. Как вы оцениваете такую ситуацию и ожидаются ли решения по включению учебных заведений в состав саморегулируемых организаций?

– В настоящее время отечественные учебные заведения активно включаются в работу по подготовке энергоаудиторов, разрабатывают и утверждают соответствующие учебные программы, формируют материально-техническую базу. В этой связи в целях организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований Минэнерго России приказом от 7 апреля утверждены перечень, а также учебная программа.

Цель обучения – подготовка энергоаудиторов в рамках закона от 23 ноября 2009 года, в соответствии с которым в каждой организации для вступления в СРО, оказывающей услуги по организации и проведению энергетических обследований, должны быть подготовлены обученные специалисты в области деятельности по проведению энергетических обследований.

Что касается вхождения того или иного учебного заведения в СРО, то в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие требованиям, установленным законодательством, в частности требованиям Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Если учебное заведение соответствует данным требованиям, то прямого запрета для членства того или иного учебного заведения в СРО нет.

– Кадровый вопрос в отрасли остается открытым, и с каждым годом количество квалифицированных специалистов-энергетиков увеличивается ненамного, несмотря на то что в стране достаточно вузов и средних специальных учебных заведений, их готовящих. Как будет решаться кадровая проблема в отрасли?

– Мы уделяем особое внимание вопросам социального значения, в том числе вопросам поддержания стабильности и развития социально-трудовых отношений в электроэнергетике. В целях эффективного функционирования организаций электроэнергетики, формирования и развития их инвестиционной привлекательности, повышения конкурентоспособности отрасли и совершенствования требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам специалистов, Министерство энергетики России заключило соглашение о сотрудничестве с общероссийским отраслевым Объединением работодателей электроэнергетики.

В рамках соглашения планируется несколько мероприятий. В частности, это уточнение правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики (пересмотр приказа Минтоп­энерго Российской Федерации от 19 февраля 2000 года № 49 «Об утверждении правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации»). Кроме того, будут внесены комплексные изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), направленные на совершенствование квалификационных требований к персоналу организаций электроэнергетики. Предполагаются изменения как наименований, так и тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих широкого профиля и служащих (модули базовых профессий электроэнергетики) для их утверждения Минздравсоцразвитием России.

Указанные изменения могут послужить основой для разработки стандартов профессиональной деятельности, а также образовательных стандартов.

Кабельная арматура, Генерация, ЕЭС , Минэнерго, Мощность, ОГК , Сети , ТГК , Теплоснабжение, Электроэнергия , Энергия , Энергосбережение, Провод, Тепловая энергетика, Электростанция, Электроэнергетика, СРО,

Андрей Шишкин: оценку давать некорректноКод PHP" data-description="«Министр только что вернулся из Сургута и сразу отправился в Петербург – там случилась авария. Как только ситуация прояснится, главу ведомства ждут еще в нескольких регионах», – так сотрудник пресс-службы Министерства энергетики объяснила отказ руководителя ведомства прокомментировать летние энергоаварии. Вы думаете, мы обиделись? Совсем нет: мы понимаем, что срочные комментарии иногда даже вредят делу. <br> <br&" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/158/12051.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/d7d/d7dc87ac4bfd5899d0ce84944634f21f.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.