16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/114/8959.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (114) ноябрь 2008 года

Автоматизация – залог конкурентоспособности

Сегодня большая часть промышленности России характеризуется высокой степенью износа основных фондов. В этих условиях автоматизированные системы управления позволяют эффективнее организовывать работу как со старыми, так и с обновляемыми активами. Поэтому энергетические компании, не оснащенные такими системами, лишаются серьезных конкурентных преимуществ. О функциях и задачах этих решений мы побеседовали с руководителем направления бизнес-приложений компании КРОК Максимом Андреевым.

– Понятие «Автоматизированные системы управления фондами и активами компании» появилось в деловом обиходе не так давно. Какова суть этих систем и в связи с чем возникла необходимость их внедрения на российской «площадке»?

– Автоматизированные системы управления основными фондами достаточно давно известны на Западе. Первые проекты по системам управления активами были внедрены в России в середине 90‑х годов прошлого века, тогда же на наш рынок стали выходить крупнейшие игроки. Не секрет, что большая часть промышленности нашей страны в последние десятилетия имеет высокую степень износа основных фондов. Поэтому на сегодняшний день без этих систем уже невозможна деятельность любого промышленного предприятия.

В журналах, документах, специальных компьютерных программах учитывается, когда нужно сделать ремонт производственных мощностей, спланировать затраты на работы и подсчитать потери от планового простоя оборудования. Хотя управление активами и фондами было всегда, на современном этапе есть возможность автоматизировать эти процессы. Вся информация о ремонте собирается сейчас в единой базе. И на основе этих данных можно построить анализ, который невозможно сделать на бумаге или в традиционных компьютерных программах, например Excel. Кроме того, благодаря такой системе можно провести другие полезные операции, такие, как срочный и предупредительный ремонт оборудования, который не закладывается в нормативы, а осуществляется по текущему состоянию оборудования. Все эти идеи достаточно понятны и логичны, а наличие информационной системы позволяет их реализовывать.

– Какие задачи вкладываются в АСУ управления активами энергетических компаний? Есть ли принципиальные различия в разработке программного обеспечения непосредственно для энергетической отрасли?

– Для энергетических компаний эти системы, безусловно, крайне интересны и важны, поскольку энергетика – одна из самых фондоемких отраслей. Соответственно, от того, насколько бесперебойно работает оборудование, зависит работа компании в целом. Энергетики составляют большую часть среди наших заказчиков на «продвинутое» обновление управления активами и фондами. В частности, для одного из заказчиков мы внедрили решение по управлению производственными активами, позволяющее автоматизировать регистрацию и устранение дефектов на оборудовании, фиксировать показатели состояния оборудования, формировать планы ремонтов. Система позволяет формировать производственную программу в части ремонтов, работ по техническому перевооружению и развитию, а также техническому обслуживанию производственного оборудования на следующий год.

Кроме того, в системах автоматизации процессов предприятий, передающих электроэнергию, часто возникают сложности в связи с распределением активов на большом пространстве. Например, линии электропередачи тянутся на несколько километров, и очень важно понимать, где территориально находится то или иное оборудование.

Помимо этого, необходима интеграция с другими информационными системами и реализация управления энергетическими активами. Кроме того, перед энергетическими компаниями очень остро стоит вопрос создания отраслевого классификатора оборудования, потому что многие компании обладают однотипным набором оборудования и на основе такой классификации можно строить все управление активами и ремонтом.

– Используется ли в России зарубежный опыт или результаты внедрения подобных систем?

– На рынке разработки программного обеспечения для АСУ работают как российские, так и западные компании. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что отечественные разработки преимущественно скопированы с зарубежных продуктов. Хотя, если говорить о специфике самих бизнес-процессов, то по разным причинам российские компании не всегда готовы переходить на западные методики управления активами – есть сложившиеся правила и требования, сохранившиеся еще с советских времен, и подчас работать по‑новому невозможно. Поэтому внедрение прогрессивных технологий может вызывать внутрикорпоративное сопротивление, связанное с тем, что люди привыкли работать по‑другому.

Отмечу также, что серьезный технологический прорыв в автоматизированных системах управления произошел после того, как были созданы микроэлектронные приборы, позволяющие в реальном режиме снимать показания о состоянии оборудования. Сравните, что эффективнее: когда обходчик раз в месяц проверяет состояние оборудования или когда в любое время можно просмотреть данные мониторинга. Понятно, что при работе обходчика модель управления одна. Если же вы в режиме реального времени контролируете состояние оборудования, то применяются совершенно другие операции. Микроэлектронные датчики получили быстрое развитие на разных предприятиях, и там, где компания внедряет современные станки, оснащенные устройствами для мониторинга состояния, очевидно, что переход на новые методы контроля и управления активами существенно упрощает и планирование ремонтов, и работу предприятия в целом.

Например, один из наших заказчиков осуществляет мониторинг состояния оборудования по GSM‑сети с помощью японской сервисной службы. Соответственно, в данном случае речь идет о совершенно ином принципе управления.

– В чем заключается смысл самого продукта, а также сопровождение, сервис и некая адаптация к требованиям конкретного клиента?

– При создании системы проводится адаптация решений к потребностям каждого заказчика. Поэтому суть проектов внедрения систем управления активами заключается в том, чтобы сравнить потребность предприятия с тем, что уже есть в информационной системе и что необходимо дополнить или скорректировать под новые требования. Иногда говорят, что происходит реинжиниринг бизнес-процессов. На самом деле, в готовую и устоявшуюся систему привносятся новые элементы бизнес-процессов, вероятнее всего, более оптимальные, чем те, которые были ранее. По сути, происходит адаптация новых бизнес-процессов под реалии каждой конкретной компании.

Когда мы говорим о сопровождении и сервисе, необходимо учесть следующие моменты. Во‑первых, внедрение системы – это совместный проект, реализуемый с участием команды заказчика, которая хорошо владеет спецификой предприятия, и внешних специалистов, понимающих специфику продукта. Во‑вторых, по итогам проекта у заказчика появляются свои специалисты, которые способны оказывать незначительную поддержку развитию системы. В‑третьих, существенные доработки или подключение дополнительных модулей выполняются внешними специалистами.

– Каковы требования к обслуживающему персоналу? Насколько вообще необходим штат специалистов по обслуживанию таких систем?

– Можно выделить три группы сотрудников для поддержки работы системы. Первая – это ИТ-персонал, обслуживающий серверы. Вторая группа специалистов должна заниматься оперативной поддержкой пользователей. Третья группа – это сотрудники, которые понимают общую бизнес-архитектуру приложений и при возникновении новых бизнес-потребностей знают, в каком направлении необходимо развивать эту систему или что нужно внедрять новую. Некоторые компании предпочитают держать собственный штат разработчиков, которые занимаются оптимизацией и доработкой системы. Их численность зависит от конкретных требований компании, например ежедневной переделки системы, которая сводится к реализации конкретной задачи на заказ.

– Чем обеспечиваются требования к безопасности работы системы и конфиденциальности информации?

– В первую очередь, безопасность информации обеспечивается за счет защиты базы данных; она должна иметь веерные копии и возможность восстановления в случае непредвиденных ситуаций. Ведь собрать базу данных всего оборудования компании – тяжелый труд, и потери на сервере – большая проблема. Что касается конфиденциальности данных, то все системы обладают ролевым доступом, ее пользователи имеют определенные и строгие полномочия, поэтому степень конфиденциальности данных, хранящихся в системе, полностью обеспечивается. Кроме того, всегда можно узнать, кто и когда просматривал определенные операции системы.

– Какие риски сопровождают данные системы? Как их можно избежать или минимизировать?

– Есть стандартные риски, которые сопровождают внедрение любого корпоративного бизнес-приложения. Например, если руководство не уделяет внимания устройству системы, не доносит до сведения персонала, каким образом и когда система будет работать, то есть вероятность, что либо проект вообще не получит логического завершения, либо система получится никому не нужной.

Существуют также локальные риски, касающиеся систем управления ремонтом. Это риск непредоставления информации о текущих ремонтах, неподключения данной системы к информационным системам, передающим информацию о состоянии оборудования в режиме реального времени, недоступности персонала к введению дополнительных данных и новым схемам управления активами. Во избежание этих рисков нужно очень тщательно готовить и полностью вводить план ремонтов и список активов, потому что потеря какой‑то информации может серьезно повлиять на корректность функционирования системы.

Немаловажно и наличие специалистов, понимающих бизнес и потребности конкретного предприятия. К сожалению, бывает, что в проект по остаточному принципу направляют людей, не понимающих специфики задачи. В результате получается система, которая нравится консультантам, но совершенно не нужна бизнесу. Очень важно, чтобы ключевые эксперты со стороны бизнеса принимали участие в работе системы.

– Необходима ли взаимосвязь таких систем с другими информационными продуктами для полноценного ведения бизнеса?

– Безусловно. Если на предприятии внедрены элементы АСУ ТП, то есть существует информационная система, контролирующая состояние оборудования в режиме реального времени. Если на предприятии есть внедренная ERP‑система – финансы, логистика, бюджетирование, управление персоналом, то интеграция с ними только повысит эффективность работы. Кроме того, при управлении ремонтами важно знать, какие специалисты есть в резерве предприятия, какой квалификацией они обладают , – обычно такая информация имеется в системе управления персоналом.

Провод, Мощность, Сети , Электроэнергия , Кабельная арматура, Система автоматизации, СРО,

Автоматизация – залог конкурентоспособностиКод PHP" data-description="Сегодня большая часть промышленности России характеризуется высокой степенью износа основных фондов. В этих условиях автоматизированные системы управления позволяют эффективнее организовывать работу как со старыми, так и с обновляемыми активами. Поэтому энергетические компании, не оснащенные такими системами, лишаются серьезных конкурентных преимуществ. О функциях и задачах этих решений мы побеседовали с руководителем направления бизнес" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/114/8959.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.